Последний бой Леонида Борисова
Илья Куприянов
В начале контрнаступления советских войск под Сталинградом в истребительных и штурмовых авиаполках была проведена реорганизация: вместо двух эскадрилий вводились три. По приказу командира 220-й иад от 25.11.1942 г. 43-й авиаполк подлежал расформированию. Штаб полка вместе с инженерно-техническим составом был направлен под Новосибирск на новое переформирование, а проверенный боями лётный состав оставили в дивизии, распределив по другим полкам. Командование, очевидно, решило пожертвовать 43-м иап и за счёт его усилить другие полки дивизии и прежде всего укрепить руководящий состав этих частей. Ст. лейтенанта Леонида Борисова перевели в 581-й истребительный авиаполк (с 3 февраля 1943 г. 55-й гвардейский) в должности командира эскадрильи.
Штурман Л.И. Борисов (справа) перед вылетом уточняет маршрут.
Полк незадолго до этого принял Герой Советского Союза майор В.И. Шишкин. «Борисов прибыл в наш полк в разгар Сталинградской битвы, – вспоминает В.И. Шишкин. – Лётчик он был хороший, грамотный, поэтому мы выдвинули его на должность штурмана полка, хотя он был ещё молодым пилотом».
В начале 1943 года лётчиков Борисова, Петрова и Уварова вызвали в штаб полка и приказали немедленно отправляться в село Усть-Курдюм Саратовской области, чтобы принять дар колхозников – три новых истребителя Як-1, построенных на их сбережения. Двумя месяцами ранее жители того же села подарили такой же самолёт командиру полка В.И. Шишкину. Почин саратовских колхозников вылился в массовое движение по всей стране.
Л.И. Борисов у самолёта, врученного ему колхозниками сельхозартели «Сигнал революции»
Борисов уже летал на Як-1. Ему полюбился быстрый, изворотливый, удобный в пилотировании истребитель. Пушка, два пулемёта и отличная маневренность позволяли драться на равных с любым фашистским самолётом. Установленная на борту «яка» радиостанция обеспечивала постоянную связь с землёй. На подаренном истребителе Борисов успешно воевал до конца Сталинградской операции, а затем на Курской дуге.
После разгрома немцев под Сталинградом полк перелетел в Курск, а затем на полевой аэродром в д. Верхние Холчи (к западу от Фатежа). До лета полк находился в резерве фронта.
В мае, получив кратковременный отпуск, Борисов заехал в Москву повидаться с матерью и сестрами. Тогда еще никто не знал, что эта их встреча будет последней.
В период подготовки к грандиозной битве у наземных войск установилось относительное затишье, а в небе продолжались бои. В июне немецкая авиация значительно активизировалась; она наносила удары по железнодорожным узлам и транспортным коммуникациям, стремясь нарушить подвоз к фронту боеприпасов и военной техники. Для борьбы с авиацией противника была привлечена вся 16-я воздушная армия. Началась ожесточённая борьба за господство в воздухе. Порой в воздушных боях с той и другой стороны участвовали сотни самолетов.
В те дни газета «Курская правда» писала: «2 июня немецкая авиация крупными силами произвела 5 налётов на город Курск. В этих налётах участвовало до 500 самолётов противника. Наша истребительная авиация в результате сильнейших воздушных боёв нанесла тяжёлое поражение противнику. По неполным данным нашими лётчиками сбито 114 немецких самолётов». Отличился в тот день и Леонид Борисов. Он повел 12 истребителей на перехват фашистских бомбардировщиков, летевших к Курску. Смело врезавшись в гущу врагов, советские летчики разметали вражеский строй. Гитлеровцы сбросили бомбы, не дойдя до цели, и с большими потерями повернули назад.
Гв.капитан Л.И. Борисов.
Перед Курской битвой. 1943 г.
О тяжёлых боях на Курской дуге и о гибели Л. И. Борисова рассказывают в своих письмах ветераны 55-го гвардейского авиаполка.
Из письма Ивана Максимовича Зеленина:
«Леонида Ивановича я хорошо знал. Это был бесстрашный лётчик, хороший мой друг и товарищ. Я летал с ним десятки раз на боевые задания, особенно в ваш район. Бои проводили, как правило, над территорией противника, встречая вражеские бомбардировщики на дальних подступах к линии фронта.
10 июля 1943 г. вместе вылетели на перехват большой группы вражеских самолётов, шедших к позициям наших войск. 40 бомбардировщиков прикрывали 20 истребителей «Фокке-Вульф-190». Это были новейшие немецкие истребители. Они имели высокую скорость и хорошее вооружение: 2 пушки и 2 пулемёта. Мы атаковали 12-ю истребителями Як-1…
С задания вернулся только один наш самолёт. Трое лётчиков, Шкловкин, Полетный и Болдырев, были сбиты и выбросились на парашютах (двое из них попали в плен). Один лётчик, Крючков Н.И., произвёл таран и, дотянув до передовой, посадил самолёт на фюзеляж. Судьба остальных, в том числе и Л. И. Борисова, осталась неизвестной, так было записано в оперативном донесении. В этом бою Борисов сбил два бомбардировщика и один ФВ-190».
Подробное письмо прислал ближайший друг Борисова Уваров Михаил Афанасьевич:
«Леонида Ивановича я знал всего 9 месяцев, но эти месяцы мы вместе жили на квартирах, вместе летали. Я был помощником командира полка, а он штурманом, и когда вылетали на задание в составе всего полка, то из лётчиков управления получалось звено (4 самолёта): Шишкин – командир, его ведомый – зам. по политчасти майор Петров, капитан Борисов и я, старший лейтенант Уваров. Когда летали эскадрильями, то мы с Леонидом летали парой с какой-нибудь из эскадрилий. Он был иногда ведущим всей эскадрильи, но чаще наша пара находилась выше боевых порядков эскадрильи, чтобы отражать внезапные атаки истребителей противника сверху.
Леонид Иванович любил летать на воздушную разведку. Под Курском до начала наступления немцев мы с ним сделали много таких вылетов в интересах наземных войск. Поднимаясь с аэродрома в Холчи, мы обычно шли по маршруту Орёл – Брянск – Севск – Льгов и, завершая круг, возвращались на свой аэродром.
С 5 июля начались ожесточённые бои как на земле, так и в воздухе. Нашей 1-й гвардейской истребительной авиадивизии была поставлена задача: прикрывать наземные войска от ударов немецкой авиации в районе Поныри – Кромы.
10 июля, когда Л. И. Борисов не вернулся с боевого задания, я находился в армейском госпитале после ранения и о гибели моего боевого друга узнал, когда вернулся в полк. Точного места падения самолёта Борисова никто из лётчиков, участвующих в этом боевом вылете, не знал, так как самолётов, упавших на землю, было много – и немецких, и наших.
Мне очень больно было слышать эту печальную весть ещё и потому, что как-то во время отдыха он мне говорил: «Михаил, в этой воздушной схватке мы не допустим, чтобы какие-то сержанты-фрицы могли сбить в воздушном бою русских офицеров». Я ему верил, потому что он был очень грамотный воздушный боец, сражался храбро, расчетливо».
Действительно, гвардии капитан Борисов не был сбит в бою, а погиб от нелепой случайности. По рассказам очевидцев, он поджёг «юнкерс». Бомбардировщик сильно дымил, но продолжал лететь. Бывали случаи, когда немцы прибегали к хитрости: чтобы их не преследовали, они выпускали дымовую завесу, имитируя, что подбиты. Борисов, видимо, хотел убедиться, действительно ли «юнкерс» горит, и подошёл поближе. И тут случилось непредвиденное – вражеский самолет, начиненный бомбами, взорвался в воздухе…
* * *
На могиле отважного лётчика установлен скромный, но выразительный памятник: словно крыло раненой, взлетающей птицы, возвышается винт самолета. Того самого, на котором гвардии капитан Борисов сражался в орловском небе. Они не раз выручали друг друга в трудную минуту – боец и его боевая машина. В воздухе они были одним целым. И после гибели навсегда остались неразлучны.
У обелиска часто можно увидеть живые цветы. Тут подолгу в задумчивости стоят седые ветераны. Сюда приходят выпускники школы, новобрачные. Пока о павших героях помнят люди – они бессмертны!
Могила лётчика 55 гв.ИАП капитана БОРИСОВА Л.И. |
Список известных побед Борисова Леонида Ивановича
с 22 июня 1941 г. по 10 июля 1943 г.
Cправка из наградного дела.
(В таблицу добавлены наклонным шрифтом победы,
не содержащиеся в наградном листе, но отмеченные в книгах:
- Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.
- Есин Б.М. Исторический очерк боевого пути 43 истребительного авиационного полка.)
№ п/п |
Д а т а | Сбитые самолёты |
Место воздушного боя |
---|---|---|---|
1 | 03.08.1941 | Ме-109 | над Пироговым |
2 | 04.08.1941, утро | Ме-109 | р-н Киева |
3 | 04.08.1941, вечер | Ме-109 | р-н Киева, над КП 36-й иад |
4 | 17.08.1941 | Ме-109 | при патрулировании над Киевом |
5 | 21.08.1941 | Ме-109 | при патрулировании над Киевом |
6 | 24.08.1941 | Хе-111 | в районе Чернигова, во время прикрытия наших войск, переправлявшихся через переправы Иолча-Навозы |
7 | 9.09.1941 | Ме-109 | при сопровождении бомбардировщиков «СБ» в район станции Боярка |
8 | 20.09.1941 | Ю-88 (тараном) | в районе Киева |
9 | 30.09.1941 | Хе-126 | Во время прикрытия наших войск в районе Штеповка |
10 | 14.05.1942 | Ме-109 | При сопровождении бомбардировщиков СУ-2 135-го БАП в район Теглега |
11 | 22.08.1942 | Ме-109 | При сопровождении штурмовиков Ил-2 в район Калачинская |
12 | 22.08.1942 | Фокке-Вульф-189 (в паре) |
р-н Сталинграда |
13 | 27.08.1942 | Ме-109 | сев.-зап. Рынок |
14 | 28.08.1942 | Ме-109 | Ерзовка |
15 | 28.08.1942 | Фокке-Вульф-189 | При сопровождении штурмовиков Ил-2 в район Кузмичи |
16 | 16.09.1942 | Ме-109 | сев.-вост. Акатовка |
17 | 17.09.1942 | Ю-88 (в группе) |
сев.-зап. Байбаев |
18 | 17.09.1942 | Ме-109 | Байбаев |
19 | 01.12.1942 | Ю-52 (в группе) |
Мариновка – Карповка |
20 | 20.12.1942 | Хе-111 | Алексеевский |
21 | 28.12.1942 | Ме-109 | Питомник |
22 | 21.03.1943 | Хе-126 | Юго-вост. Белгорода |
23 | 05.07.1943 | Ме-110 | Теплое – Поныри |
24 | 06.07.1943 | ФВ-190 | Поныри – Ольховатка |
25 | 10.07.1943 | Ю-87 | Большое Скородное |
Фотографии Л.И. Борисова из семейных архивов его сестёр
Снимок с сайта "Советские асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг."
НАГРАДНЫЕ ЛИСТЫ БОРИСОВА Л. И.
1. Орден Ленина. pdf, 414 КБ
2. Орден Красного Знамени. pdf, 734 КБ (Представление к званию Герой Советского Союза)
ЛИТЕРАТУРА
- Чечельницкий Г.А. Сражались летчики-истребители. – М.: Воениздат, 1964.
- Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. – М. : Эксмо, 2007.
- Бессмертные подвиги. – М.: Воениздат, 1980
- На грани возможного. – М.: Знание, 1990
- Пруссаков Г.К. и др. 16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). – М.: Воениздат, 1973.
- Еремин Б.Н. Воздушные бойцы. – М.: Воениздат, 1973.
- Есин Б.М. 43 Севастопольский ИАП. Исторический очерк боевого пути 43 истребительного авиационного полка. – http://letun.su/Publication/yesin.html
- С.Улановский. Саратов. Типография газетно-книжного издательства обкома ВКП(б), 1943
- Борисов Леонид Иванович - Советские асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг. http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/b/borisov_li.htm
- В.Гапонов, Н.Митрофанов. «Сердце сокола» - «Ленинское знамя», 19 марта 1961 г., Москва.
- С.Петров. «Смелый сокол». «Новая жизнь», 13 января 1963 г., Зарайский р-н.