ВИРТУАЛЬНЫЙ
МУЗЕЙ

Тагинской средней школы
Глазуновского района
Орловской области



Суббота, 27.04.2024, 11:19

Зал боевой славы Тагинской школыЗАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

 
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Начало боевого пути

 


Илья Куприянов

Родился Л. И. Борисов 10 апреля 1916 года в деревне Пыжово Зарайского района Московской области. Вскоре семья Борисовых переехала в Зарайск. Отец Леонида, Иван Филиппович, работал инкассатором. Всегда подтянутый, требовательный к себе и окружающим, он и в сыне старался воспитать волевые качества характера.

Семья Борисовых

Иван Филиппович и Мария Даниловна Борисовы с сыном Леонидом.
2 января 1917г.

На долю мальчика рано выпали первые тяжелые испытания. Когда Леонид учился в шестом классе, отец тяжело заболел и умер. Чтобы помочь матери растить еще трех маленьких сестренок, Леонид устроился разнорабочим на московский завод «Красная звезда». Вскоре он освоил профессию слесаря-шлифовщика, а затем и токаря-автоматчика. Так началась его трудовая жизнь.

Подростком на заводе Леонид Борисов вступил в комсомол. С детства любил рисовать, поэтому с особой радостью выполнял он первое свое общественное поручение – выпускал заводскую стенгазету. Со всей ответственностью относился он и к другому заданию комитета комсомола: в составе молодежного отряда помощников милиции охранял покой вечерней столицы.

Леонид Борисов. Довоенный снимок

Леонид Борисов
Довоенный снимок

В 30-е годы комсомол уделяет большое внимание подготовке юношей и девушек к защите Отечества. Он берет шефство над Военно-Воздушным флотом. Призыв «Комсомолец, на самолет!» находит горячую поддержку среди молодежи.

Мечта о небе зародилась у Леонида ещё в детстве. Босоногим мальчишкой он часто убегал на окраины города и с замиранием сердца наблюдал за полетами стальных птиц. С годами желание стать лётчиком только крепло. И вот семнадцатилетний юноша с комсомольской путевкой в руках перешагнул порог спартаковского аэроклуба. Начальник аэроклуба, внимательно рассматривая документы новичка, строго сказал:
–Чтобы стать летчиком, надо много знать, а у тебя незаконченное семилетнее образование. Придется учиться также и в школе рабочей молодежи. Сможешь?
– Смогу! – уверенно ответил Леонид. – Только бы летать.

«Началась трудная пора в жизни Лёни, – вспоминают сестры. – Совмещать работу на заводе, учебу в аэроклубе и школе рабочей молодежи оказалось нелегко. После работы к пяти часам спешил в аэроклуб, а затем в вечернюю школу. И поздний вечер, и раннее утро, и выходные дни – все уходило на домашнюю подготовку. Помогало страстное желание подняться в небо, а также крепкая воля, настойчивость, собранность».

Прошло три года. Однажды Леонид пришел домой сияющий и протянул матери новенький патефон. На крышке Мария Даниловна с волнением прочитала. «За отличную учебу и дисциплинированность курсанту Леониду Ивановичу Борисову».

Учеба успешно закончена. Способного юношу оставляют в аэроклубе инструктором лётного дела. Но хотелось большего, хотелось летать на боевых машинах.

Леонид Борисов - курсант Одесской летной школы

Старшина учебной группы
Одесской военной школы лётчиков сержант Леонид Борисов.
1940г.

В 1937 году Леонида Борисова призвали в армию. Он становится курсантом столичных лётных курсов, а в 1938 году его зачисляют в Одесскую школу военных лётчиков. После окончания лётной школы в 1940 году Борисова направляют в 43-й истребительный авиаполк 36-й авиадивизии, базировавшийся в Василькове (южнее Киева).

Из характеристики аттестационной комиссии:

«Воздушный бой ведет энергично и грамотно. По воздушным целям стреляет отлично, по наземным удовлетворительно… Вспыльчив, волевые качества развиты хорошо. Энергичен, решителен в полетах, вынослив, усталости не чувствует».

С первых дней войны младший лейтенант Леонид Борисов на фронте – сначала рядовым лётчиком, а затем командиром звена.

О боях под Киевом вспоминает А.Н. Романов, боевой товарищ Борисова: «Львовская группа, где я служил, утром 22 июня понесла большие потери матчасти на земле, и я попал на оборону Киева, в 43-й иап. Без всякой личной похвалы скажу: летая на устаревших истребителях И-16, при господстве в воздухе немецкой авиации, мы самоотверженно выполняли боевые задачи. Ежедневно приходилось делать по 5–6 вылетов. Сопровождали ближние бомбардировщики Су-2, штурмовали неприятельские позиции и технику врага».

О боевых действиях 43-го иап в первые месяцы войны известно немного. Оперативные сводки штаба 36-й истребительной авиадивизии, в которую входил полк, очень скудны. Но даже немногочисленные документы того периода, скупо описывающие лишь отдельные воздушные бои, красноречиво говорят о том, как героически сражались летчики 43-го полка при обороне столицы Украины. В этих документах часто встречается имя младшего лейтенанта Леонида Борисова, который уже с первых дней войны проявил себя как отважный, умелый боец.

1 августа фашисты начали очередной штурм Киева. В небе участились ожесточенные схватки. Лётчики, напрягая все свои силы, отражали натиск превосходящего по силе врага.

1.08.1941 г. с аэродрома Савино в сотне километров к северу от Киева на боевое задание вылетела шестерка 1-й эскадрильи в составе капитана Зинкина Д.Г., ст. лейтенанта Мельникова Е.П., лейтенанта Бенделиани Ч.К., мл. лейтенантов Зайцева С.Ф., Борисова Л.И. и Мамки Я.Д. Летчики встретились с двумя девятками бомбардировщиков Хе-111, следовавших одна за другой на восток к днепровским переправам. С такими бомбардировщиками истребителям приходилось сталкиваться довольно редко. Они шли нахально, без сопровождения «мессершмиттов». Немцы не ожидали появления здесь советских самолетов. После первой же атаки истребителей от четкого строя «хейнкелей» не осталось и следа. Они рассыпались в разные стороны, сбросив бомбы, куда попало. В ходе боя было уничтожено 6 вражеских бомбардировщиков.

Борисов Леонид ИвановичБорисов Леонид Иванович.
1941 г.

2.08.1941 г. на патрулирование вылетела шестерка самолетов 2-й аэ в составе капитана Филиппова А.М., лейтенанта Мукомола А.Н., мл. лейтенантов Зайцева С.Ф., Борисова Л.И., Иванова В.К. и Остроухова А.М. В 8.40 шестёрка завязала бой с бомбардировщиками противника, идущими на киевские мосты. На помощь бомбардировщикам устремилась пятерка Ме-109. По сигналу Филиппова шестерка И-16 разделилась на две группы. Звено Филиппова ударило по бомбардировщикам, а звено Зайцева вступило в бой с «мессерами». Немцам не удалось произвести прицельного бомбометания, им пришлось сбросить бомбы в воду и на берег Днепра. После преследования бомбардировщиков Филиппов поспешил на помощь Зайцеву. В результате тридцатиминутного боя стервятники не досчитались двух Ме-109. Наши истребители потерь не имели.

3.08.1941 г.,  в 15.30 по тревоге вылетела на Киев семерка истребителей во главе с командиром эскадрильи Филипповым. При подлёте к Днепру над Пироговым группа встретила до пятнадцати Ме-109. Завязался воздушный бой. Несмотря на превосходство противника, советские летчики уничтожили 4 «мессершмитта». По одному Ме-109 сбили капитан Филиппов А.М., мл. лейтенанты Борисов Л.И., Иванов В.К. и Остроухов А.М.

4.08.1941 г., утро. Пятерка истребителей И-16 (Зайцев - командир звена, Борисов, Мукомол, Иванов, Костин) в течение 40 минут вела тяжелый бой с превосходящей по численности группой «мессеров». Воздушная круговерть развивалась на глазах КП 36-й дивизии. В этом бою было сбито 4 самолета противника. Советская пятерка вернулась домой без потерь. Два Ме-109 сбил Зайцев, один Ме-109 - Борисов и один «мессер» записали как групповую победу.

4.08.1941 г., вечер. В киевском небе разгорелся ожесточённый, самый крупный с начала войны воздушный бой. На высоте 2500 м поначалу его вели лётчики 2-го истребительного полка. На стороне противника было двойное преимущество. По тревоге на помощь истребителям 2-го иап в воздух подняли 43-й иап под командованием майора Сюсюкалова Н.Т. На фоне пылающего заката бой, в котором участвовало с обеих сторон свыше 100 самолётов, напоминал растревоженный пчелиный рой. В классическом варианте воздушный бой истребители ведут пара против пары, а здесь в горизонтальном вираже участвовало сразу по четыре самолета, а вертикальные фигуры выполняли по пять, шесть машин с обеих сторон. Бой распался на множество отдельных схваток по принципу слоёного пирога.

Советские лётчики дрались яростно. Их выручала высокая техника пилотирования, боевой задор, смелость и высокая маневренность наших «курносых» И-16. Немцы не ожидали такого ожесточенного сопротивления со стороны русских и вчистую проиграли этот во всех отношениях примечательный бой, который длился почти час. В этом воздушном сражении наши истребители сбили 13 самолетов противника: 2-й иап - 7, 43-й иап - 6. В «Истории 43-го полка» отмечаются летчики, сбившие немецкие самолеты в этом бою: капитан Алексей Филиппов, мл. лейтенанты Сергей Зайцев, Василий Иванов, Николай Бондарев и Леонид Борисов. Полк из этого боя вышел без боевых потерь, хотя и весьма потрепанный.

В период с 21.08 по 30.08.1941 г. первая эскадрилья 43-го полка в составе 9 самолетов под командованием капитана Зинкина Д.Г. прикрывала переправы через Днепр и Десну, по которым в районе Чернигова наши войска отходили на левый берег Днепра. При выполнении боевой задачи эскадрилья уничтожила семь немецких бомбардировщиков Хе-111: по одному бомбардировщику сбили капитан Зинкин Д.Г., ст. лейтенант Мельников Е.П., лейтенант Бенделиани Ч.К., мл. лейтенанты Дьяченко Ю.И., Зайцев С.Ф., Мамка Я.Д. и Борисов Л.И. (24.08.1941).

Перед штурмовкой

Мл. лейтенант Л. Борисов (справа) у истребителя И-16.
Оборона Киева. 1941

В боях за Киев 43-й авиаполк потерял половину своих лётчиков и самолётов и в августе 1941 года был переформирован в "двухэскадрильный". Младший лейтенант Борисов был назначен командиром звена во 2-ю эскадрилью, к капитану В.И. Шишкину.

С 16 по 19 сентября, после окружения противником советских войск под Киевом, почти все авиадивизии перебазировались за линию вновь создаваемого фронта. Последней покинула район Киева 36-я иад, которая ещё 20 сентября вела бои над городом. В этот последний день героического сражения на Днепре младший лейтенант Борисов на истребителе И-16 двойным таранным ударом сбил бомбардировщик Ю-88. Успешно совершил посадку на поврежденном самолете.

24 сентября 1941 г., после выхода из окружения, приказом ВВС Юго-Западного фронта 43-й полк был включён в состав 19-й авиационной дивизии 21-й армии. Вместе с наземными войсками полку пришлось отходить на восток, в течение месяца находясь в арьергарде армии.

27.09.1941 г. прикрывая свои войска в районе Штеповка, звено И-16 младшего лейтенанта Борисова Л.И. встретила немецкий самолет-разведчик Хе-126. Летчики взяли его в клещи и меткими очередями заставили замолчать стрелка, а затем вогнали «хенкеля» в землю в трех километрах юго-западнее местечка Будки.

За активные боевые действия в борьбе с немецкими захватчиками, за успешные штурмовки вражеских войск при обороне Киева отважный лётчик был награждён орденом Ленина (Приказ ВС Юго-Западного фронта № 59 от 09.12.1941).

Выписка из наградного листа:

За время войны с германским фашизмом тов. Борисов показал себя отважным, грамотным лётчиком... Сочетает в себе отличные качества лётчика-истребителя, искусного разведчика и хорошего организатора, воодушевляющего личным примером свой подчиненный летный состав на самоотверженную боевую работу.

Лично тов. Борисов за время войны налетал 192 часа, сделал при этом 186 боевых вылетов:
а) на штурмовку войск противника - 27,
б) на разведку войск противника - 32,
в) сопровождение своих бомбардировщиков - 12,
г) на патрулирование - 95.

Участвовал в 34 воздушных боях, имея при этом сбитых самолетов противника: четыре МЕ-109, один ХШ-126 самостоятельно и 6 самолетов ХЕ-111 в группе.

Получил денежное вознаграждение за 5 и 15 штурмовок войск противника согласно приказа НКО №0299-41 г...

Командир 43 иап майор Сюсюкалов
"  " ноября 1941 г.

Лётчики 43-го ИАП

Лётчики 43-го истребительного авиаполка.
Сидят слева направо: военком 2-й авиаэскадрильи Златин И.Е.,
командир авиаэскадрильи Шишкин В.И.,
командир звена Борисов Л.И., зам. начальника штаба полка Юрасов;
стоят: техник Николай Погосян, начальник штаба полка Крупчатников,
техник Дьячук.
Лето 1942 г.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz