26 октября 1941 г. 43-й иап вошел в состав вновь сформированной 16-ой авиационной дивизии. В декабре 1941 г. дивизия приняла участие в Елецкой наступательной операции, которую одновременно с контрнаступлением Красной Армии под Москвой проводили войска правого крыла Юго-Западного фронта. В ходе Елецкой операции лётчики 43-го полка штурмовали немецкие войска в районе Верховье - Ливны, препятствуя деблокированию окруженного противника.
В ходе Харьковской операции 43-й иап понёс серьёзные потери. На 1 июня 1942 г. полк имел в наличии 10 исправных самолетов И-16 и 20 человек летного состава. По приказу командующего ВВС Юго-Западного фронта полк был отправлен на перевооружение, на станцию Урюпинск Сталинградской обл. В течение месяца лётчики в срочном порядке переучивались на новый истребитель Як-1, выпуск которого был освоен на бывшем Саратовском комбайновом заводе. 7 июля 1942 г. полк вошёл в составе 220-й истребительной авиадивизии, был переброшен на полевой аэродром «Совхоз Сталинградский» и сходу приступил к боевым действиям.
Враг рвётся к Волге. Начались тяжелейшие многомесячные бои в небе Сталинграда. Участник Сталинградской битвы Еремин Б.Н. в книге «Воздушные бойцы» пишет: «Мы летали непрерывно, сменяя друг друга в воздухе. Старались каждый вылет строить тактически грамотно, используя уже немалый опыт боев с численно превосходящим противником. Прикрытие переправ осуществляли, эшелонируясь по высотам, что давало нашим малочисленным группам максимальную свободу маневра. Однако неравенство сил было слишком очевидным. Сказывалось и то, что мы имели здесь дело с отборными немецкими летчиками, поэтому бои были очень тяжелыми. Для многих молодых летчиков, которые начинали воевать под Сталинградом, первый боевой вылет часто становился последним. Гитлеровские асы не прощали даже малейшей оплошности в воздухе и не оставляли времени для приобретения боевой формы. Но вместе с тем выявилось и другое: к лету сорок второго года в наших поредевших и измотанных беспрерывными боями полках уже образовались группы летчиков-истребителей, которые не только ни в чем не уступали гитлеровским асам, но и безусловно превосходили их во всем, что касалось индивидуального мастерства. В каждом полку таких летчиков было немного, но тем не менее гитлеровцы уже почувствовали их силу».
Леонид Борисов (слева) с боевыми товарищами
В 16-й воздушной армии, сражавшейся в небе Сталинграда, одним из лучших по праву считался лётчик Л.И. Борисов. В книге Пруссакова Г.К. «16-я воздушная», читаем: «Образцы ведения воздушного боя в 43-м иап показали старшие лейтенанты Ч.К. Бенделиани и Л.И. Борисов, сержант Смирнов». Перечисляя наиболее отличившихся лётчиков 220-й истребительной авиадивизии, автор вновь называет ст. лейтенанта Л.И. Борисова.
Аналогичные характеристики встречаем в книге Чечельницкого Г.А. "Сражались летчики-истребители. (М.: Воениздат, 1964). Рассказывая о боевых действиях 220-й ИАД при обороне Сталинграда в августе 1942 года, автор пишет: "Германское командование использовало специально натренированные группы асов, вооруженные истребителями Ме-109г и Ме-109ф. Они располагались вблизи фронта, прикрывали свои войска и «юнкерсов», охотились за штурмовиками и истребителями. Им могли противостоять лишь первоклассные летчики—дерзкие, смелые, расчетливые, умеющие перехитрить врага...
В дивизии теперь было только два полка с небольшим количеством самолетов. Ежедневно и по нескольку раз в день летали старший лейтенант Бенделиани, майор Мельников, капитан Бубнов и старший лейтенант Борисов. За последние восемь дней счет Борисова вырос на четыре «мессершмитта» и один «Фокке-Вульф-189», который пришелся как раз на «круглый» 350-й вылет".
22.08.1942 г. командир эскадрильи майор Шишкин В.И. повел шестерку «яков» на прикрытие наземных войск. С группой из пятнадцати Ю-87 под прикрытием Ме-109 истребители встретились на пересекающихся курсах вблизи расположения войск 64-й армии. У ведущего мгновенно созрел план действий. Он приказал паре Борисов - Смирнов связать боем «мессеров», а остальным атаковать «юнкерсы».
С первой же атаки ст. лейтенант Борисов сбивает одного Ме-109. Сержант Смирнов, следуя примеру своего командира, сбивает второго «мессера». Видя это, «мессеры» один за другим ушли в облака. Внезапным одновременным ударом, использую высоту и свое выгодное положение со стороны солнца, четверка Шишкина разбила строй бомбардировщиков и сбила одного Ю-87. В этот момент в районе боя появилась восьмерка «мессершмиттов». Первой атакой ей удалось подбить самолет Смирнова. Пятерка Шишкина ответила атаками, но горючее было на исходе, и ведущий приказал выйти из боя. Сержант Смирнов А.И. произвёл вынужденную посадку подбитого самолёта и на второй день вернулся в свой полк.
В тот же день, 22.08.1942 г., ещё раз отличился командир звена ст. лейтенант Борисов, который в районе Сталинграда сбил самолёт-разведчик ФВ-189.
27.08.1942 г., прикрывая боевые порядки наземных войск, ст. лейтенанты Борисов Л.И. и Фадеев И.В. сбили по одному Ме-109.
28.08.1942 г. ст. лейтенанты Борисов Л.И. и Фадеев И.В. в воздушных боях сбили по одному Ме-109, а сержант Смирнов А.И. - ФВ-190.
16.09.1942 г. всеми исправными самолётами 43-й полк сопровождал штурмовики 228-й авиадивизии для нанесения удара в районе аэродрома Центральный Сталинград. Советские истребители успешно очистили небо над целью и обеспечили два захода штурмовиков по позициям противника. Отражая атаки немецких истребителей, ст. лейтенант Борисов сбил один Ме-109.
17.09.1942 г. перед 43-м полком была поставлена задача перехватить группу немецких бомбардировщиков в районе Котлубань. Наши "яки" встретили "юнкерсов" на подходе к линии фронта и заставили их сбросить бомбы, не доходя до цели. В жаркой схватке противник потерял два самолета. Капитан Бубнов сбил бомбардировщик Ю-88, а ст. лейтенант Борисов Л.И. - истребитель Ме-109.
В сентябре 43-й иап понёс значительные потери. Погиб командир полка подполковник Сюсюкалов Н.Т. Полк принял командир 1-й эскадрильи майор Мельников Е.П., а командиром эскадрильи стал старший лейтенант Борисов Л.И.
Ст. лейтенант Борисов Леонид Иванович,
командир эскадрильи 43 истребительного полка 220 авиадивизии.
Декабрь, 1942 г.
К концу месяца в полку осталось всего шесть исправных самолётов. Лётчики сражались на пределе физических и моральных возможностей - два месяца полк не выходил из непрерывных ожесточенных боев, выполняя по 3 - 5 боевых вылетов в день. Большие потери сказывались и на психологическом состоянии личного состава. В начале октября полк был переведён на левый берег Волги для отдыха и доукомплектования.
7 ноября, получив пополнение, 43-й иап вновь приступил к боевой работе. Однако осенние туманы и низкая облачность приковали самолёты к аэродромам. Как только позволяла погода, в воздух поднимались самые подготовленные, самые опытные лётчики полка. Истребители усиленно вели разведку. Советские войска готовились к контрнаступлению.
Представление к званию Героя Советского Союза
С начала войны по ноябрь 1942 года Л.И.Борисов произвёл 363 боевых вылета, из них:
на штурмовку наземных войск противника – 76,
на разведку – 49,
на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 66,
воздушных боёв – 89,
сбил лично 10 самолётов противника и 9 самолётов в группе с товарищами.
Следует отметить, что количество сбитых самолётов у лётчика, обозначенное в оперативных боевых документах, во многих случаях не совпадает с количеством реально сбитых им самолётов противника. В журналы заносились лишь те победы, которые подтверждались показаниями наземных служб или свидетельствами других лётчиков. Однако в обстановке ожесточённого группового воздушного боя следить за судьбой поверженного врага было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побежденного были очень высоки.
Судя по письмам однополчан, число самолётов, сбитых Л.И.Борисовым, превышает то, что отмечено в официальных документах. Более того, не все подтверждённые победы указаны в наградном листе. Так, воздушный бой 20 сентября 1941 года с применением двойного тарана в наградном деле не значится. Сведения о нём содержатся в книге Быкова М. Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941-1945 гг.» (М.: Яуза, Эксмо, 2007), написанной на основе архивных данных.
Согласно приказу Наркома обороны (№ 0299 от 19 августа 1941 г.), лётчики истребительной авиации, сбившие 10 самолётов противника или совершившие 40 успешных штурмовок вражеских войск, представлялись к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза. Л.И. Борисов в полной мере заслужил эту высокую награду. 2 ноября командир полка Е.П. Мельников подписал соответствующее представление. Однако командир 220 ИАД подполковник Утин нанёс резолюцию: "Достоин правительственной награды - ордена Ленина", а командующий 16 ВА генерал-майор авиации Руденко ещё больше снизил "вес" награды. 25 ноября 1942 года был подписан приказ: "От имени Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования и проявленные при это доблесть и мужество награждаю ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ... старшего лейтенанта БОРИСОВА Леонида Ивановича, командира эскадрильи 43 истребительного авиационного полка 220 авиационной дивизии".
Известно немало случаев, когда командующий армией отклонял аналогичные представления к высшей награде и на других лётчиков полка. Почему же вышестоящее начальство не спешило выполнять приказ Сталина № 0299? Видимо, оно считало, что героев становится слишком много. Да, советские лётчики, не щадя сил и жизни, научились бить врага даже при его полном господстве в воздухе, но от этого ратный труд не стал легче. По воспоминаниям военкома 2-й авиаэскадрильи И.Е. Златина, под Сталинградом были дни, когда в 43-м авиаполку оставалось по 1-2 самолёта; к декабрю 1942 года полк потерял почти всех лётчиков первоначального состава, с которым начинал войну. Тем не менее, "нормативы” сбитых самолётов на представление к наградам росли. Сначала негласно, а затем и официально. В сентябре 1943 года командующим ВВС КА маршалом авиации Новиковым было подписано "Положение о наградах", согласно которому лётчики истребительной авиации представлялись к званию Героя Советского Союза за 10 лично сбитых самолетов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолётов других типов.
Отметим, что к моменту своей гибели (10 июля 1943 г.) капитан Л.И. Борисов совершил 426 боевых вылетов, провёл 128 воздушных боев; на его счету было 17 лично сбитых самолётов противника и 10 самолётов, сбитых вместе с группой. Победы, достойные высокого звания!
Илья Куприянов