ВИРТУАЛЬНЫЙ
МУЗЕЙ

Тагинской средней школы
Глазуновского района
Орловской области



Суббота, 27.04.2024, 11:51

Зал боевой славы Тагинской школыЗАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

 
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В небе Сталинграда

 

 

26 октября 1941 г.   43-й иап вошел в состав вновь сформированной 16-ой авиационной дивизии. В декабре 1941 г. дивизия приняла участие в Елецкой наступательной операции, которую одновременно с контрнаступлением Красной Армии под Москвой проводили войска правого крыла Юго-Западного фронта.  В ходе Елецкой операции лётчики 43-го полка штурмовали немецкие войска в районе Верховье - Ливны, препятствуя деблокированию окруженного противника.

В ходе Харьковской операции 43-й иап понёс серьёзные потери. На 1 июня 1942 г. полк имел в наличии 10 исправных самолетов И-16 и 20 человек летного состава. По приказу командующего ВВС Юго-Западного фронта полк был отправлен на перевооружение, на станцию Урюпинск Сталинградской обл. В течение месяца лётчики в срочном порядке переучивались на новый истребитель Як-1, выпуск которого был освоен на бывшем Саратовском комбайновом заводе. 7 июля 1942 г. полк вошёл в составе 220-й истребительной авиадивизии, был переброшен на полевой аэродром «Совхоз Сталинградский» и сходу приступил к боевым действиям.

Враг рвётся к Волге. Начались тяжелейшие многомесячные бои в небе Сталинграда. Участник Сталинградской битвы Еремин Б.Н. в книге «Воздушные бойцы» пишет: «Мы летали непрерывно, сменяя друг друга в воздухе. Старались каждый вылет строить тактически грамотно, используя уже немалый опыт боев с численно превосходящим противником. Прикрытие переправ осуществляли, эшелонируясь по высотам, что давало нашим малочисленным группам максимальную свободу маневра. Однако неравенство сил было слишком очевидным. Сказывалось и то, что мы имели здесь дело с отборными немецкими летчиками, поэтому бои были очень тяжелыми. Для многих молодых летчиков, которые начинали воевать под Сталинградом, первый боевой вылет часто становился последним. Гитлеровские асы не прощали даже малейшей оплошности в воздухе и не оставляли времени для приобретения боевой формы. Но вместе с тем выявилось и другое: к лету сорок второго года в наших поредевших и измотанных беспрерывными боями полках уже образовались группы летчиков-истребителей, которые не только ни в чем не уступали гитлеровским асам, но и безусловно превосходили их во всем, что касалось индивидуального мастерства. В каждом полку таких летчиков было немного, но тем не менее гитлеровцы уже почувствовали их силу».

Леонид Борисов с боевыми товарищами

Леонид Борисов (слева) с боевыми товарищами

В 16-й воздушной армии, сражавшейся в небе Сталинграда, одним из лучших по праву считался лётчик Л.И. Борисов. В книге Пруссакова Г.К. «16-я воздушная», читаем: «Образцы ведения воздушного боя в 43-м иап показали старшие лейтенанты Ч.К. Бенделиани и Л.И. Борисов, сержант Смирнов». Перечисляя наиболее отличившихся лётчиков 220-й истребительной авиадивизии, автор вновь называет ст. лейтенанта Л.И. Борисова.

Аналогичные характеристики встречаем в книге Чечельницкого Г.А. "Сражались летчики-истребители. (М.: Воениздат, 1964). Рассказывая о боевых действиях 220-й ИАД при обороне Сталинграда в августе 1942 года, автор пишет: "Германское командование использовало специально натренированные группы асов, вооруженные истребителями Ме-109г и Ме-109ф. Они располагались вблизи фронта, прикрывали свои войска и «юнкерсов», охотились за штурмовиками и истребителями. Им могли противостоять лишь первоклассные летчики—дерзкие, смелые, расчетливые, умеющие перехитрить врага...

В дивизии теперь было только два полка с небольшим количеством самолетов. Ежедневно и по нескольку раз в день летали старший лейтенант Бенделиани, майор Мельников, капитан Бубнов и старший лейтенант Борисов. За последние восемь дней счет Борисова вырос на четыре «мессершмитта» и один «Фокке-Вульф-189», который пришелся как раз на «круглый» 350-й вылет".

22.08.1942 г.  командир эскадрильи майор Шишкин В.И. повел шестерку «яков» на прикрытие наземных войск. С группой из пятнадцати Ю-87 под прикрытием Ме-109 истребители встретились на пересекающихся курсах вблизи расположения войск 64-й армии. У ведущего мгновенно созрел план действий. Он приказал паре Борисов - Смирнов связать боем «мессеров», а остальным атаковать «юнкерсы».

С первой же атаки ст. лейтенант Борисов сбивает одного Ме-109. Сержант Смирнов, следуя примеру своего командира, сбивает второго «мессера». Видя это, «мессеры» один за другим ушли в облака. Внезапным одновременным ударом, использую высоту и свое выгодное положение со стороны солнца, четверка Шишкина разбила строй бомбардировщиков и сбила одного Ю-87. В этот момент в районе боя появилась восьмерка «мессершмиттов». Первой атакой ей удалось подбить самолет Смирнова. Пятерка Шишкина ответила атаками, но горючее было на исходе, и ведущий приказал выйти из боя. Сержант Смирнов А.И. произвёл вынужденную посадку подбитого самолёта и на второй день вернулся в свой полк.

В тот же день, 22.08.1942 г., ещё раз отличился командир звена ст. лейтенант Борисов, который в районе Сталинграда сбил самолёт-разведчик ФВ-189.

27.08.1942 г., прикрывая боевые порядки наземных войск, ст. лейтенанты Борисов Л.И. и Фадеев И.В. сбили по одному Ме-109.

28.08.1942 г.  ст. лейтенанты Борисов Л.И. и Фадеев И.В. в воздушных боях сбили по одному Ме-109, а сержант Смирнов А.И. - ФВ-190.

16.09.1942 г. всеми исправными самолётами 43-й полк сопровождал штурмовики 228-й авиадивизии для нанесения удара в районе аэродрома Центральный Сталинград. Советские истребители успешно очистили небо над целью и обеспечили два захода штурмовиков по позициям противника. Отражая атаки немецких истребителей, ст. лейтенант Борисов сбил один Ме-109.

17.09.1942 г. перед 43-м полком была поставлена задача перехватить группу немецких бомбардировщиков в районе Котлубань. Наши "яки" встретили "юнкерсов" на подходе к линии фронта и заставили их сбросить бомбы, не доходя до цели. В жаркой схватке противник потерял два самолета. Капитан Бубнов  сбил бомбардировщик Ю-88, а ст. лейтенант Борисов Л.И. - истребитель Ме-109.

В сентябре 43-й иап понёс значительные потери. Погиб командир полка подполковник Сюсюкалов Н.Т.  Полк принял командир 1-й  эскадрильи майор Мельников Е.П., а командиром эскадрильи стал старший лейтенант Борисов Л.И.

Ст. лейтенант Борисов Леонид Иванович, командир эскадрильи 43 истребительного полка 220 авиадивизии

Ст. лейтенант Борисов Леонид Иванович,
командир эскадрильи 43 истребительного полка 220 авиадивизии.
Декабрь, 1942 г.

К концу месяца в полку осталось всего шесть исправных самолётов. Лётчики сражались на пределе физических и моральных возможностей - два месяца полк не выходил из непрерывных ожесточенных боев, выполняя по 3 - 5 боевых вылетов в день. Большие потери сказывались и на психологическом состоянии личного состава. В начале октября полк был переведён на левый берег Волги для отдыха и доукомплектования.

7 ноября, получив пополнение, 43-й иап вновь приступил к боевой работе. Однако осенние туманы и низкая облачность приковали самолёты к аэродромам. Как только позволяла погода, в воздух поднимались самые подготовленные, самые опытные лётчики полка. Истребители усиленно вели разведку. Советские войска готовились к контрнаступлению.

Представление к званию Героя Советского Союза 

С начала войны по ноябрь 1942 года Л.И.Борисов произвёл 363 боевых вылета, из них:
   на штурмовку наземных войск противника – 76,
   на разведку – 49,
   на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 66,
   воздушных боёв – 89,
   сбил лично 10 самолётов противника и 9 самолётов в группе с товарищами.

Следует отметить, что количество сбитых самолётов у лётчика, обозначенное в оперативных боевых документах, во многих случаях не совпадает с количеством реально сбитых им самолётов противника. В журналы заносились лишь те победы, которые подтверждались показаниями наземных служб или свидетельствами других лётчиков. Однако в обстановке ожесточённого группового воздушного боя следить за судьбой поверженного врага было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побежденного были очень высоки.

Судя по письмам однополчан, число самолётов, сбитых Л.И.Борисовым, превышает то, что отмечено в официальных документах. Более того, не все подтверждённые победы указаны в наградном листе. Так, воздушный бой 20 сентября 1941 года с применением двойного тарана в наградном деле не значится. Сведения о нём содержатся в книге Быкова М. Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941-1945 гг.» (М.: Яуза, Эксмо, 2007), написанной на основе архивных данных.

Согласно приказу Наркома обороны (№ 0299 от 19 августа 1941 г.), лётчики истребительной авиации, сбившие 10 самолётов противника или совершившие 40 успешных штурмовок вражеских войск, представлялись к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза. Л.И. Борисов в полной мере заслужил эту высокую награду. 2 ноября командир полка Е.П. Мельников подписал соответствующее представление. Однако командир 220 ИАД подполковник Утин нанёс резолюцию: "Достоин правительственной награды - ордена Ленина", а командующий 16 ВА генерал-майор авиации Руденко ещё больше снизил "вес" награды. 25 ноября 1942 года был подписан приказ: "От имени Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования и проявленные при это доблесть и мужество награждаю ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ... старшего лейтенанта БОРИСОВА Леонида Ивановича, командира эскадрильи 43 истребительного авиационного полка 220 авиационной дивизии".

Известно немало случаев, когда командующий армией отклонял аналогичные представления к высшей награде и на других лётчиков полка. Почему же вышестоящее начальство не спешило выполнять приказ Сталина № 0299? Видимо, оно считало, что героев становится слишком много. Да, советские лётчики, не щадя сил и жизни, научились бить врага даже при его полном господстве в воздухе, но от этого ратный труд не стал легче. По воспоминаниям военкома 2-й авиаэскадрильи И.Е. Златина, под Сталинградом были дни, когда в 43-м авиаполку оставалось по 1-2 самолёта; к декабрю 1942 года полк потерял почти всех лётчиков первоначального состава, с которым начинал войну. Тем не менее, "нормативы” сбитых самолётов на представление к наградам росли. Сначала негласно, а затем и официально. В сентябре 1943 года командующим ВВС КА маршалом авиации Новиковым было подписано "Положение о наградах", согласно которому лётчики истребительной авиации представлялись к званию Героя Советского Союза за 10 лично сбитых самолетов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолётов других типов.

Отметим, что к моменту своей гибели (10 июля 1943 г.) капитан Л.И. Борисов совершил 426 боевых вылетов, провёл 128 воздушных боев; на его счету было 17 лично сбитых самолётов противника и 10 самолётов, сбитых вместе с группой. Победы, достойные высокого звания!

Илья Куприянов


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz