ВИРТУАЛЬНЫЙ
МУЗЕЙ

Тагинской средней школы
Глазуновского района
Орловской области



Пятница, 29.03.2024, 13:05

Зал боевой славы Тагинской школыЗАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

 
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Матрос-подводник Иван Жуков

Монумент ПЛ Л-19

Живёт незримо среди нас...

Во Владивостоке на морском берегу воздвигнут необычный монумент – рубка подводной лодки. Это памятник героическому экипажу подводной лодки Л-19. Золотыми буквами выбиты на нем 64 имени, и среди них имя нашего земляка, старшины 2 статьи И.Н. Жукова.

 

Жуков И.Н.

Cтаршина 2 статьи
ЖУКОВ Иван Никитович.

(1917-1945)

Иван Никитович Жуков родился 14 сентября 1917 года в с.Тагино Глазуновского района Орловской области, в крестьянской семье. Окончил Тагинскую начальную школу, работал в колхозе. Когда исполнилось шестнадцать, уехал в Москву на заработки, устроился на железной дороге. 22 октября 1938 года призван Таганским РВК г. Москвы на срочную службу и направлен на Тихоокеанский флот. Службу начинал на эскадренном миноносце "Сталин", который участвовал в обеспечении боевой деятельности подводных лодок. В мае 1944 года старший краснофлотец Иван Жуков был зачислен в экипаж подводной лодки Л-19 (2-й дивизион 1-й бригады подводных лодок ТОФ). 

Находясь на службе, женился. Жена Екатерина Ивановна Жукова.
 

л-19

"Л-19" - подводный минный заградитель XIII серии

Справка

Подводная лодка Л-19 ("Ленинец-19") заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе. В 1936 году секциями по железной дороге перевезена во Владивосток, где была произведена её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав бригады подводных лодок, базировавшихся в бухте Малого Улисса. Осенью 1943 года Л-19 заняла первое место по результатам боевой подготовки на Тихоокеанском флоте. В феврале 1944 года экипаж Л-19, как наиболее опытный, в полном составе был отправлен на Север, чтобы заменить экипаж североморской Л-20. А в мае 1944-го на Малом Улиссе был сформирован новый экипаж Л-19 под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Кононенко. Осенью 1944 года Л-19 досрочно закончила заводской ремонт и снова, уже новым экипажем, завоевала первое место по торпедным стрельбам (на ТОФ тогда было около 80 ПЛ).

8 августа 1945 года, верное своим союзническим обязательствам, Советское правительство объявило войну Японии. В тот же день в Японском море началось развёртывание подводных лодок Тихоокеанского флота.

Сведения о действиях экипажа Л-19 крайне ограничены и противоречивы.

Известно, что Сталин в своем письме президенту США Трумэну от 16 августа 1945 г. высказал пожелание «включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо». В соответствии с этим «пожеланием» Верховного Главнокомандующего командование 1-го Дальневосточного фронта стало планировать высадку войск в японском порту Румой (северо-западное побережье острова Хоккайдо) сразу после занятия Южного Сахалина. Начало операции намечалось на 23 августа. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Юмашев издал приказ, в котором, в частности, говорилось:

«3. Флоту поставлена задача: высадить оккупационные войска в порту Румои. Для разведки и прикрытия перевозок оккупационных войск приказываю:
выслать две ПЛ  типа «Л» с задачей:

     а) разведка подходов к порту Румои до 21.00 23 августа 1945 года;
     б) с 21.00 23 августа уничтожение боевых кораблей противника и донесение о появлении таковых на позициях «А» и «Б». Подлодки выслать в 20.00 19.08.1945 года.
4. На переходе морем все корабли противника уничтожать».

Одной из подлодок, направленных к побережью Хоккайдо, была Л-19.  21 августа Л-19 заняла позицию «А» у порта Румой.

В 22.30 22 августа во время штатного сеанса связи командир подлодки Кононенко сообщил:«В точке Ш=44°08' Д=141°30' потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет». Первой, в 4.55 утра, была торпедирована вспомогательная канонерская лодка «Синко Мару №2». (2577 брт). Судно получило попадание торпеды в район второго трюма рядом с машинным отделением. Л-19 не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решённой, так как в 5.16 обнаружила ещё одну цель, на этот раз каботажный пароход «Тайтё-Мару» (5950 брт); после продолжительного преследования в надводном положении транспорт был потоплен в 6 милях от Румои. (Как стало известно позже, «Синко Мару №2», несмотря на повреждения, дотянул до берега и выбросился на мель).

Вечером того же дня на Л-19  поступил приказ: "Перейти в залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". Задача ПЛ - сорвать организованную эвакуацию японских войск из Южного Сахалина.

Схема похода подлодки Л-19

На следующий день, 23 августа, японское правительство обратилось к маршалу Василевскому с просьбой о прекращении атак подводных лодок на боевые корабли и транспорты в связи с начавшейся капитуляцией японских войск. Командир 1-й бригады подводных лодок ТОФ Чабаненко передал на лодки шифрограмму с приказом прекратить уничтожение японских судов, ограничиваясь только ведением разведки. Однако главной причиной прекращения боевых действий наших подлодок возле берегов о. Хоккайдо было изменение стратегических планов советского командования. После того как американцы отказались включить северную часть Хоккайдо в зону оккупации советских войск, Василевский 22 августа в 14.55 передал адмиралу Юмашеву приказ Сталина «воздержаться от операции по десантированию наших войск с Сахалина на остров Хоккайдо».

После того, как на подводные лодки поступил приказ, запрещающий топить японские корабли, Кононенко запросил штаб уточнить свою задачу. Комбриг ответил: «Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить». Командир Л-19 подтвердил получение радиограммы и начал следование в заданный район.

В тот же день, 23 августа, в 14.20 с борта Л-19 пришла последняя полученная в штабе бригады радиограмма «10.22  Ш=45°13' Д=140°00'. Атакован ПЛ. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00». Указанная точка находилась примерно в 40 милях к западу от о. Рисири. До входа в пролив Лаперуза ее отделяло 100 – 120 миль, которые Кононенко рассчитывал пройти за 8 – 8,5 часа, очевидно, двигаясь в надводном положении с максимальной скоростью 15 узлов. Однако в назначенный район Л-19 так и не пришла. Точное место, время и обстоятельства гибели подводной лодки остались невыясненными.

Возможными причинами гибели Л-19 могут быть подрыв на минах при форсировании японских минных заграждений в проливе Лаперуза, атака неизвестной подводной лодки (японской или американской) на маршруте перехода в залив Анива, столкновение ПЛ в тумане с японским судном на подходах к проливу Лаперуза.

По данным, полученным от американцев и пленных японцев, в проливе было выставлено около двух тысяч мин типа Виккерс. Однако они были выставлены с углублением 6 – 20 м, то есть предназначались только против субмарин, идущих в подводном положении. Л-19, вероятнее всего, шла в надводном положении, и в таком случае мины ей не угрожали. Тем не менее именно эта версия считается наиболее вероятной. Вполне возможно, капитан Л-19 решил форсировать минные поля на максимальной глубине, как того требовали инструкции, и лодка подорвалась на донной мине.

Ряд исследователей считают, что Л-19 подверглась атаке одной из пяти американских подлодок, дежуривших на тот момент в Японском море. Союзники за период войны потопили у берегов Японии 6 советских транспортных судов и одно рыбацкое. Их отправили на дно американские субмарины, которые действовали под лозунгом "Топи их всех!"

От точки подачи последней радиограммы маршрут Л-19 пролегал мимо места гибели советского парохода «Трансбалт», 13 июня 1945 г. потопленного американской лодкой «Спейдфиш». Здесь, возле западного входа в пролив Лаперуза, находилась обычная позиция американских подводных лодок. То, что в этом районе побывала неизвестная подводная лодка,  подтверждено в последней радиограмме Кононенко, и не исключено, что ее повторная атака оказалась удачной. В пользу последней версии говорит ещё одно обстоятельство. Театр военных действий в Японском море был разделен разграничительной линией на зоны действия флотов. Подходы к порту Румой, где вела разведку Л-19, относились к зоне действия ВМС США. Возможно, обнаружив в своей зоне «чужую» подлодку, американцы решили её атаковать.

Л-19 оказалась самой результативной подводной лодкой в короткой советско-японской войне, и она же была последним военным кораблём, погибшим во Второй мировой войне и единственной подводной лодкой, которую потерял наш Тихоокеанский флот. На борту корабля в его последнем походе находилось 59 членов экипажа и 5 курсантов Тихоокеанского ВМУ, прикомандированных к экипажу ПЛ в качестве практикантов. Членом погибшего экипажа был и наш земляк - старшина 2 статьи Иван Никитович Жуков. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

В отсеке
Последние минуты

В районе предполагаемой гибели подводной лодки проведены несколько поисковых экспедиций, но ПЛ «Л-19» не обнаружена. В 2005 году Командующим ТОФ был издан приказ "Об объявлении памятных мест героической гибели кораблей и судов Тихоокеанского флота". Впервые за 60 лет в нём официально объявлено место гибели и отдания почестей Л-19 (Пролив Лаперуза юго-восточнее скалы Камень Опасности – место гибели подводной лодки «Л-19», погибшей в боевом походе в августе 1945 года) и несмотря на то, что точного места гибели неизвестно, проходящие корабли отдают дань памяти погибшим подводникам.

Память об экипаже подводной лодки «Л-19» бережно хранится подводниками Тихоокеанского флота. В 1946 году в память о Л-19 на Улиссе был установлен небольшой обелиск - в лесу, у здания штаба бригады подплава. В 1957 году памятником погибшей "девятнадцатой" и ее экипажу стала рубка однотипной ПЛ Л-12. Мемориал был установлен тоже в глубине бригады, у санчасти. В 1980-е годы памятник-рубку перенесли на плац бригады, к пирсам, где стоят лодки сегодняшнего подплава и проходят все праздники соединения. По вечерам на рубке включаются ходовые огни. Ленинградский поэт Вячеслав Кузнецов, посетивший мемориал, написал стихотворение «Вечный корабль», посвящённое погибшему экипажу Л-19.

Памятник Л-19

День памяти

Парад

В течение нескольких последних лет по инициативе Клуба моряков-подводников ТОФ ежегодно 23 августа отмечается День памяти ПЛ «Л-19».

Имя нашего земляка И.Н. Жукова в числе других  членов экипажа Л-19 выбито на мемориальных плитах в г. Южно-Сахалинске

Памятник в Южно-Сахалинске

Памятник в Южно-Сахалинске

 

На мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» в г. Владивостоке установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок ТОФ, погибших в 1941 – 1945 гг. на Тихоокеанском и Северном флотах – в том числе и экипажу ПЛ «Л-19».

Мемориал во Владивостоке

Мемориал во Владивостоке

 

В городе Феодосии ветераны-подводники создали музей подводной лодки Л-19. Капитан 2 ранга Л.С. Трахтенберг, основатель музея, под многочисленные экспонаты выделил комнату в своей малогабаритной квартире. Леонид Соломонович отыскал родственников погибших моряков с лодки Л-19 и организовал с ними переписку. Именно от него красные следопыты нашей школы узнали, что в состав экипажа знаменитой подлодки входил и наш земляк И.Н. Жуков. Учащиеся Тагинской средней школы много лет поддерживали связь с музеем. К сожалению, его создателя Л.С. Трахтенберга уже нет в живых.

В.Н. Кузнецов

В.Н. Кузнецов
(1932-2004)

Поистине всенародным стало движение по увековечиванию памяти экипажа Л-19 благодаря публикациям поэта Вячеслава Кузнецова, которые объединили усилия огромного количества патриотов и общественных организаций. Вячеслав Николаевич прислал для музея Тагинской школы ряд журналов со своими очерками об экипаже Л-19 и однотомник избранных произведений "Ступени", в котором напечатано стихотворение "Вечный корабль".

Автограф В.Кузнецова

книга В.Кузнецова "Ступени "с автографом
 


открытие памятника Л-19
Открытие памятника Л-19, август 1960 г. Фото В.Вешкурцева

Фотографию прислал в дар школьному музею ветеран Тихоокеанского флота старшина 1 статьи Вешкурцев Виктор Сергеевич, служивший в 1960-х гг. в 19-й бригаде подводных лодок, на ПЛ С-333 торпедным электриком. "Хорошо помню как открывали памятник экипажу ПЛ Л-19, был тёплый солнечный день, - пишет Виктор Сергеевич. - Всё было в исключительно торжественной обстановке, было очень много народу и мы своим экипажем, офицеры и мичманы с семьями , трудно перечислить всех представителей на открытии. Я, занимаясь фото с детства, был как всегда с фотоаппаратом и эти снимки делал сам. Очень рад,что Вы получили эти снимки. Как видите, я в годах, теперь я Заслуженный строитель России, Почётный монтажник, трудовой стаж 56 лет, но служба на подводном флоте для меня - лучшие годы моей жизни".


 
Краснофлотец Жуков Иван Никитович
Краснофлотец Жуков Иван Никитович.
12 октября 1940 г.
Краснофлотец Жуков Иван Никитович

Довоенная фотография Ивана Жукова,
найденная в доме родителей,
разрушенном немцами в годы войны.

Хранится в семейном архиве
племянницы - Тюриной 
Татьяны Владимировны 

надпись на фотографии краснофлотца Жукова

 


 

Стенд о И.Н. Жукове в Зале боевой славы Тагинской средней школы
В зале боевой славы Тагинской средней школы

В зале боевой славы Тагинской средней школы у стенда, посвященного И.Н. Жукову, часто можно увидеть не только школьников, но и взрослых. Невидимые нити связывают людей разных поколений. В школе работают племянники отважного моряка: Вячеслав Владимирович Тюрин, инструктор по вождению трактора, и Тюрина Татьяна Владимировна, учитель географии. С фотографии смотрят на них внимательные, с озорной искоркой глаза. Таким молодым, жизнелюбивым, безусым парнем уходил он в боевой поход 19 августа 1945 года. Таким он и останется навсегда в памяти близких и односельчан.

Илья Куприянов


Литература

  1. К. Б. Стрельбицкий. Август 1945. Советско-японская воина на море - Цена Победы.
  2. Л-19 на базу не вернулась //«Советский Сахалин», 18.07.2007.
  3. «Л-19»: Поиск подводной лодки и память об экипаже. // Ушедшим навечно в глубины морские. - Сайт  http://shturman-tof.ru/
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz